История картинга

Датой начала истории автомобильного спорта можно назвать 1894 год. В конце1893 года 19 декабря издатель парижской газеты «Le Petit Journal» Пьер Жиффар объявил о проведении первой автомобильной гонки в 1887 году прошёл конкурс «колясок, передвигающихся без посторонней помощи» с одним единственным участником). Её старт был назначен на 22 июля 1894 года. Участвующие безлошадные экипажи должны были преодолеть дистанцию в 126 км от Парижа до Руана менее чем за восемь с половиной часов. Критерий победы выглядел довольно расплывчато: первый приз в 5000 франков должен был достаться экипажу, который продемонстрирует «наилучшую комбинацию безопасности, экономии и удобства в управлении». Заявки на участие изначально подали 102 претендента с самыми разнообразными конструкциями: среди них были автомобили, приводимые в движение паром, керосином, бензином, электричеством.

Забегаловки МакДональдс, Кока-Кола и атомная бомба, пожалуй, не самые удачные изобретения, которыми американцы осчастливили человечество. Хотя, надо отдать должное, иногда им удавались действительно великие открытия. Например, безопасная бритва, придуманная Жилетом, случайное открытие вулканизации резины, сделанное Гудиером, и самое главное — первый настоящий карт, построенный Артом Инглесом.
Как это ни странно, немалый вклад в развитие картинга внесли US Air Force. Все началось еще в годы Второй мировой войны. Чтобы как-то скрасить томительные и тревожные часы ожидания перед боевыми вылетами, члены экипажей американских ВВС, базировавшихся в Великобритании, строили маленькие машинки из подручных материалов. Возможно, это было не столько счастливое, сколько удачное стечение обстоятельств: наличие свободного времени, легких и прочных труб для шасси, маленьких авиационных пневматиков, подходящих двигателей от стартеров и аварийных генераторов; запасные рулежки, на которых можно было устраивать гонки.

И все-таки считается, что первый настоящий карт был построен в 1956 году бывшим пилотом Артом Инглесом (Art Ingles). Арт работал механиком в фирме Kurtis Kraft company (Глендейл, Калифорния). Фирма строила гоночные родстеры, в том числе и машины для гонок Инди 500. Можно сказать, что, с одной стороны, Арт, очевидно, не забыл покатушки военных лет, а с другой — говоря современным языком, находился в теме. Он достаточно долго вынашивал идею постройки очень маленькой и дешевой гоночной машинки. Идея реализовалась в виде трубчатой рамы, ставшей классикой жанра, и двухтактного двигателя от газонокосилки «Power Products» мощностью 2,5 л.с., установленного позади сиденья водителя. Впервые карт Инглеса предстал взору публики на автогонках в Помоне. Естественно, в гонках он не участвовал, просто устроили небольшие показательные заезды.
Дальше, как по классическому американскому сценарию, на сцене появляется новый персонаж — Билл Роулес (Bil Rowles), энергичный бизнесмен, сумевший рассмотреть рыночный потенциал в этом неказистом агрегате. Билл обращается к Даффи Ливингстону (Duffy Livingstone) и Рою Десброу (Roy Desbrow), партнерам в фирме GP Mufflers (Монровия, Калифорния) и уговаривает их посмотреть машинку Инглеса. Результатом смотрин явилась постройка карта под названием Дрон. Такое название он получил благодоря установленному на нем двигателю от беспилотного летательного аппарата (англ. Drone), разрабатываемого для армии США. В 1957 году состоялась первая импровизированная гонка, проходившая на автостоянке возле стадиона Rose Bowl в Пасадене.
Роулес регистрирует фирму Go Kart Manufacturing Co Inc. и,заменив двигатель более дешевым вариантом от роторной газонокосилки West Band, начинает продавать готовые карты по цене 129 долларов за комплект. Дела компании шли настолько успешно, что появилась возможность приобрести в Азусе участок в пять акров, на котором был построен первый картодром. В это же время Инглес и его компаньон Луи Борели начали выпуск картов под названием «Каrette». Созданная ими фирма долгое время была одной из ведущих среди производителей картов. Общее количество построенных машин начинает исчисляться десятками тысяч, строятся новые картодромы, и в декабре 1957 года появилась первая официальная организация — американский клуб «Go kart». Чуть позже разработаны технические и спортивные правила проведения картинговых соревнований.
Как явление картинг быстро и уверенно завоевал Америку, а затем началась экспансия в Европу. Служащий ВВС США в Великобритании (забавное совпадение) Микки Флин сделал заказ фирме Билла Роулеса, и в сентябре 1958 года фирма «Go Kart Manufacturing Co Inc.» отправила ему пять картов. Картинговая бацилла со скоростью степного пожара охватила Британские острова и перебросилась на континент. В 1960 году в Великобритании насчитывалось около 120 фирм, строящих готовые карты, шасси и гоночные моторы, путем переделки двигателей, предназначенные для других целей. В феврале 1960 начинает издаваться журнал Karting, здравствующий и поныне.

картинг-история видео ролик
Первый карт в нашей стране был построен в 1960 году в курском городском дворце пионеров под руководством большого энтузиаста картинга, выпускника Харьковского автомобильно-дорожного института Льва Кононова, в память о котором в Курске ныне ежегодно проводятся традиционные соревнования по картингу.

Другим очагом зарождения оказался Харьковский дворец пионеров, где с конца 1960 года успешно действовала картинговая секция под руководством Виталия Енина и Эдуарда Костенко.

В декабре 1960 года картинг официально уже был признан, когда Федерация автомобильного спорта (ФАС) СССР утвердила Правила проведения соревнований, а также классификацию и технические требования к картам.

В 1961-1963 годах картинг окончательно становится на ноги в Москве, Курске, Харькове и Одессе, Латвийской и Эстонской ССР. В Латвийской ССР с 1961 года начал накапливаться опыт проведения картинговых соревнований, которые проходили на велотреках и беговых дорожках стадионов. Благодаря усилиям заслуженного тренера Латвийской ССР Леона Рейнхольда, за короткое время картинг настолько развился в Латвии, что первые всесоюзные соревнования по картингу в 1962 году были проведены в Риге. В них приняло участие 80 спортсменов и 8 городов. Победителями стали участники из Курска, которые к тому же получили приз за лучшую конструкцию карта в классе 50 см³.

Через год в Москве состоялся первый чемпионат СССР по картингу, который разыгрывался по системе двоеборья: кольцевая гонка на площадке в Лужниках и гонки по треку стадиона Юных пионеров. Победителями стали О.Кошиц в классе 175 см³ и В.Степанов в классе 125 см³.

Второй чемпионат страны принес победы эстонским гонщикам В.Аллипере в классе 125 см³ и В.Кутсару в классе 175 см³. Большим событием в спортивной жизни стал также розыгрыш приза по картингу спортивного общества «Калев» в Эстонии.

С третьего чемпионата СССР система двоеборья была отменена, и соревнования стали проводится только по кольцевой трассе, так как гонки по велотреку оказались небезопасными.

В 1964 году во всесоюзных соревнованиях в Харькове были представлены первые модели картов Таллинского авторемонтного завода «Эстония К-1» и «К-2». За 1965 год было изготовлено 100 таких картов, которые отличались повышенной прочностью рамы, более широкими колесами и наличием тормозов на каждом колесе.

Курские спортсмены явились пионерами также и в зимнем картинге, который начал быстро распространяться после гонок, состоявшихся в декабре 1963 года в Курске. Первый всесоюзный зимний картинг был проведен на ледовой дорожке Ленинградского мототрека с участием представителей 9 городов — Москвы, Таллина, Одессы, Каменск-Уральска, Каунаса, Риги, Курска, Краснодара и Ленинграда. Зачет был лично-командный. Первое место заняла команда города Таллина в составе Юка Рейнтама и Велло Валинга, на втором месте были Москвичи, на третьем — рижане. Первые 16 участников, выигравших командные гонки, были допущены к личным соревнованиям. Среди них был первый чемпион СССР Валентин Степанов, воспитанники Льва Кононова Владимир Лыткин и Евгений Чертов.

Гонки состояли из пяти заездов, а каждый заезд из пяти 400-метровых кругов. Первое место занял Чертов, победивший во всех пяти заездах, второе — Лыткин, третье — Колпаков из Москвы.

Впервые советские картингисты вышли на международную арену в 1964 году, приняв участие в розыгрыше «Хрустального кубка», учрежденного Венгерским автоклубом для награждения лучшего гонщика социалистических стран в классе 125 см3. Соревнования состояли из трех этапов, проходивших в Берлине, Будапеште и Варшаве. Первое командное место заняла сборная ГДР.

В октябре 1965 года советская команда выезжала в Болонью и Флоренцию на матчевые встречи с итальянскими картингистами в классе 125 см3 с коробкой передач. В свою очередь, в июле 1966 года итальянская команда приезжала на гонки в Москву, Ленинград и Ригу.

В 1966 году были учреждены лично-командные многоэтапные соревнования на Кубок дружбы социалистических стран, в которых советские картингисты неизменно принимают участие, а в последнее время являются лидерами и в командном, и в личном зачете.

В деле развития картинга в нашей стране велики заслуги заслуженного работника физкультуры РСФСР, судьи всесоюзной категории А.С. Черкасского — участника автопробега Москва — Кара-Кумы — Москва 1933 года. По его инициативе в 1971 году были организованы и проведены Всесоюзные соревнования среди школьников 9-14 лет на приз газеты «Пионерская правда». В программу этих соревнований входили практическая проверка знаний Правил дорожного движения в городке ГАИ, фигурное вождение и кольцевые гонки. Соревнования прошли с большим успехом, превратившись в подлинный праздник для детворы. Их проведение в последующие годы столь явственно проявило их актуальность, что совместным Постановлением ЦК ВЛКСМ, Министерства просвещения, МВД СССР и ЦК ДОСААФ СССР было принято решение о том, чтобы сделать их ежегодными.

Благодаря спортивным достижениям на международных и всесоюзных соревнованиях в истории отечественного картинга останутся имена А. Сафонова, М. Рябчикова, В. Бортниекса, П. Бушланова, Р. Акопова и других. Говоря о Сафонове, нельзя не вспомнить его достижения также в авторалли. Кроме того, что Александр был первым чемпионом Кубка дружбы по картингу из СССР в 1967 году, подтвердившим это звание также в 1969 году, он участвовал также в историческом ралли-марафоне Лондон-Мехико на «Москвичах».

С первых лет зарождения картинга действенную помощь в организации крупных соревнований оказывал сотрудник Центрального автомотоклуба В.А. Стеллиферовский.

Своеобразный показатель успехов в выступлениях на всесоюзных чемпионатах — членство в клубе «10×10»,куда входят сильнейшие картингисты, десять и более раз занимавшие места в десятке лучших на летних чемпионатах СССР.

В истории картинга известны случаи использования карта как рекордно-гоночного автомобиля. Обладая малым сопротивлением движению, карт может применяться также для побития рекордов скорости в классе малых кубатур, где скорости не столь велики, чтобы аэродинамическое сопротивление играло решающую роль.

Ученик участника первых чемпионатов СССР по картингу харьковчанина В. Енина Борис Корсунский в октябре 1977 года на карте установил рекорд скорости СССР для автомобилей с поршневыми двигателями рабочим объемом менее 250 см3. Стартуя с места на дистанции 500 м, он показал среднюю скорость 90 км/ч на Чугуевской трассе.

Австриец Георг Плетцер осуществил занимательный эксперимент, использовав карт для практического испытания построенного им же ракетного двигателя. Для прямолинейности хода он установил два идентичных двигателя по бокам, а сзади между двигателями поместил тормозной парашют, который, однако, сгорел в пламени двигателей в первом же заезде. Испытателю посчастливилось отделаться лишь сильным испугом. Журналистам он заявил, что подобные опыты заполняют его жизнь смыслом.

В другом эксперименте с помощью карта немецкий физик и энергетик Лайнг доказал, насколько компактным и надежным может быть паросиловая установка, в которой происходит круговорот пара и жидкости. В горячей зоне жидкость превращается в пар, приводящий в движение поршень. В холодной зоне пар конденсируется. Затем цикл повторяется.

Продолжая славные традиции харьковчан и желая выявить новые возможности карта, в 1974 году Юрий Стебченко построил и экспонировал электрокарт «ХАДИ». В 1981 году впервые в СССР на соревнованиях в городе Курске на приз газеты «Пионерская правда» по инициативе А.С. черкасского и корреспондента газеты «Пионерская правда» А.В. Лельевра были проведены показательные заезды на девяти электрокартах произвольной конструкции. К сожалению, этот опыт не находит пока распространения. Развитие картов с электрическим двигателем сдерживает та же причина, что и электромобилей, — несовершенные источники тока, аккумуляторы.

Ныне картинг занимает мало место в спортивной жизни молодежи из-за развала СССР и достаточно не малых вливаний из собственного бюджета . Хотя при СССР было В пяти тысячах секций при школах, дворцах пионеров, станциях юных техников, вузах, техникумах, заводах, научно-исследовательских институтах, спортивно-технических клубах (СТК) ДОСААФ картингом занимается 130 тысяч детей, юношей, девушек и взрослых под руководством трех тысяч тренеров-преподавателей. К услугам любителей этого увлекательного и полезного вида спорта 180 трасс (из которых, однако, подавляющее большинство временные) и 33 тысячи картов.

Налажено промышленное производство картов различных классов, предназначенных для проведения занятий и участия в соревнованиях всех возрастных групп. Одесский завод ДОСААФ выпускает карты класса «Пионер» для детей. В 1988 году выпуск картов того же класса начало Камское производственное объединение большегрузных автомобилей. Ленинградское производственное объединение «Патриот» ДОСААФ производит карты для юниоров, взрослых и членов сборной команды страны. Абовянский завод ДОСААФ изготовляет карты для детей и юниоров. Общее число производимых в год картов достигает 10 тысяч.

Ежегодно проводятся чемпионаты и первенства СССР, союзных республик, городов Москвы и Ленинграда, краев и областей. Однако для массовости картинга большое значение имеют соревнования городского и районного масштаба, которые к тому же проще организовать с небольшими материальными затратами. В общей сложности за год во всевозможных соревнованиях, проводимых на территории СССР, принимает участие 150 тысяч человек. Картинг входит в зачет всесоюзных и всероссийских спартакиад и юношеский игр школьников

Можно смело утверждать, что к началу 60-х картинговое движение охватило практически весь мир. Как естественная реакция в марте 1962 создана Международная комиссия по картингу, ставшая одним из органов Международной автомобильной федерации (CIK FIA). Картинг официально был признан равноправным с другими видами автомобильного спорта. Первый чемпионат мира по картингу прошел в 1964 году в Риме на машинах с объемом двигателя 100см 3. Победителем стал Г. Сала, обеспечив доминирование итальянцев в первые годы проведения мирового чемпионата.

Ронни Петерсон стал первым, кого звездная карьера в картинге привела в кокпит машины Формулы 1. Первым, но не единственным. Практически все выдающиеся гонщики современности — Ален Прост, Нельсон Пике, Айртон Сенна, Михаэль Шумахер — начинали свою карьеру в картинге. В современном пелетоне Формулы, пожалуй, нет пилота, не прошедшего школу картинга.

За свою историю конструкция карта претерпела существенные изменения. Экспериментровали с конструкцией рамы, доходя до экзотических решений, экспериментровали с посадкой водителя, укладывая его чуть ли не горизонтально. В семидесятые годы прокатилась мода на обтекатели. Тогда же предпринимались попытки рекордных заездов на картах с реактивными двигателями. Два прямоточных двигателя по бокам и укладка тормозного парашюта за сиденьем пилота выглядели внушительно, но заезд окончился неудачно; пилот, к счастью, остался жив. Американский картинг и сегодня выглятит более затейливо, в отличие от привычного нам европейского формата (такие гонки американцы называют спринт). Там строятся машины для гонок по грунтовому покрытию (dirt), для гонок по маршруту (enduro) и, конечно же, для гонок по овалу (рулим все время налево). Тут уж американцы не скупятся на обтекатели и антикрылья.

Как и любой технический вид спорта, картинг становится все профессиональней и, соответственно, дороже. Например, постройка современного, конкурентоспособного шасси — это действительно настоящее искусство; водопроводные трубы и голый энтузиазм уже не проходят. Соответственно, выжили самые активные и самые лучшие фирмы-производители шасси, моторов и комплектующих, и продукция их стоит приличные деньги. Профи к таким затратам готовы, но спорт теряет массовость и привлекательность для рядовых «бойцов»: тысячи евро любителю не по карману. К счастью, появился прокатный картинг, и теперь большинство из нас, с относительно небольшим ударом по бюджету, могут приобщиться к автоспорту.

Добавить комментарий